В очередное путешествие на Баджальский хребет в августе я отправился один. У друзей не было времени, а искать каких-то новых знакомых мне совсем не хотелось. Так что, желание природного уединения удачно совпало с отсутствием спутников…

Мне очень-очень интересно было пройти этим маршрутом летом. Я еще дома представлял, как будут выглядеть те или иные места в зелени, река, журчащая без покрова льда. Я жаждал  летнего пути. С величайшим энтузиазмом я покинул вагон поезда Комсомольск-на-Амуре – Тында, и сразу направился на известную мне с зимнего похода дорогу. Мне не хотелось идти по легкой дороге, но вдали от реки. Я был решительно настроен на фотосъемку красот, и потому выбрал маршрут более сложный, но красивый. Энтузиазм переполнял. Единственное, что меня очень отягощало, особенно в первые два дня пути, так это сорока пяти килограммовый рюкзак. Тяжко было. Позвоночник пресовался, и заныл старыми травмами уже через пару часов. Но весь этот дискомфорт мерк перед открывавшимися мне красотами. Я очень устал от города, и теперь вдыхал чистейший воздух полной грудью.

Скала на реке Герби

Спустился я к реке ровно там, где в марте мы вышли с нее по лыжне на старую дорогу-зимник. Далее, почти до реки Омот-Макит, от реки Герби я почти не отходил. Пару десятков раз я переходил ее, когда на противоположном берегу примечал что-то особенное. Но чаще приходилось игнорировать красоты, так как Герби можно перейти далеко не везде.

Река Герби у первых сопок

Река Герби на выходе из гор

Перекат на реке Герби

Камни под речной рябью

Как фотограф, большинство мартовских мест в августе я узнавал. Это было интересно. И первую свою ночевку я устроил примерно через 16 километров пути в том же месте, где мы ночевали в марте. Разжег побольше костер, натащил больших сырых бревен. Сложил их таким образом, чтобы они долго горели медленным огнем, и лег спать. Костер должен был охранять меня от посещений диких зверей, встреч с которыми мне совсем не хотелось. Точнее, не хотел я видеть вблизи медведя. А их там много. На следующее утро я видел большое количество их следов. На пару свежайших следов во влажном песке я вышел через три часа пути. Зверь здесь был незадолго до меня. Вот тут и поселилось во мне легкое беспокойство. Стал я чаще оглядываться, больше шуметь. переживать…Но ненадолго… Кто ходил, тот знает. Когда усталость переходит определенный критический рубеж, тогда все проблемы становятся безразличными. Мой тяжкий рюкзак тому очень способствовал. И еще более поспособствовало тому мое отклонение от реки вглубь густых зарослей по правому берегу реки Герби. В этих зарослях ветвилось русло реки. Вот там мне пришлось очень тяжко. Приходилось два раза преодолевать очень продолжительные заломы на реке, при переходе на другие берега. А когда я все же решил уйти с этого изнурительно пути к основному руслу реки, то началось еще более изматывающее действо. Это был участок очень темного леса, в котором вообще отсутствует прямой солнечный свет, и лес отличался от прочих лесов очень высокой влажностью, благодаря которой он покрылся сорокасантиметровым слоем мха, под которыми дополнительными препятствиями лежали превратившиеся в труху стволы деревьев. Истину говорю, проще идти по полуметровому слою снега, чем по сорокасантиметровому слою мха. Ноги погружались почти покалено. Чтобы ступить дальше, надо было высоко задирать ногу. Под тяжким рюкзаком это быстро выматывало. Целый час я пробирался в том сумраке. Немного жуткое место. Когда вышел на прямой солнечный свет на душе рассвело. Пройдя еще пару часов, я разбил очередной лагерь. Натащил огромное множество дров, чтобы хватило на ночь гарантированно. Зажег свой противозверинный огонь, посмотрел на красивейший закат, послушал грозу за водоразделом  и лег спать. На песчаной косе спалось гораздо уютнее, чем прошлой ночью под огромной елью, заваленною вокруг гнилой трухой. Все-таки место надо для ночевки выбирать более чистое…

Река Герби. Закат на второй ночевке

Река Герби в районе первого зимовья

Река Герби напротив притока Имку

На следующий день я дошел д устья реки Омот-Макит. Этот отрезок пути был легким, так как местами шла отчётливая тропа, а река была уже более мелкой…

Река Герби. Русло ждущее половодья

Чтобы не возвращаться к теме летней реки Герби, сразу скажу, что назад я шел уже другим маршрутом. Если на Омот я продвигался скача с одного берега на другой, и прошел путь за три дня, то назад я добежал за два дня, в основном, по левому берегу реки. Вторую половину пути я уже шел не по реке, а по старой лесовозной дороге, которая отлично сохранилась. Лишь в нескольких местах ее перетекала маленькая речушка, да у гор мост был разрушен. В остальном, это очень привлекательная грунтовая дорога. Идти по ней вниз было приятно. Почти по всей протяженности дороги было очень много шиповника. Хорошего шиповника.

Шиповник растет в огромных количествах вдоль реки Герби

Старая лесовозная дорога к первым сопкам

Старая лесовозная дорога. Идеальное состояние для заброшенной грунтовой дороги

Дорога от сопок до станции Герби

Камни и сопки Герби

Река Герби. Плес

Река Герби у скал

Река Герби. Мелкое русло вдоль левого берега

Река Герби. Здесь вода теплая, можно погреться

Река Герби напротив реки Имку

Надо сказать, что на мотоцикле или велосипеде можно пробраться далеко по дороге, покрыть половину пути до озера Омот. Некоторые туристы находят в поселке Герби людей, которые за определенную плату подвозят их почти до первых сопок. Есть там охотник (вроде как Селиванов), у которого во владении ГАЗ-66. Думаю, с ним можно договориться… Я, в следующий раз, поеду туда на мотоцикле.

Что еще сказать. Протяженность маршрута в обе стороны составляет примерно 80 км. Состояние реки очень переменчивое. Поэтому, ни каких абсолютных рекомендаций приводить не буду. Будете сами на месте решать как лучше идти… Скажу лишь, что при возвращении обратно я ночевал в избушке охотника, что на левом берегу Герби. Ее потом смыло. Но охотники построили вторую, чуть поодаль от берега. Если двигать вплотную к подножью рядом стоящей сопки, то вы отчетливо увидите перпендикулярно отходящую к ней тропу. Хотя, к моменту вашего приключения там все может быть по-другому. На карте я обозначил где она.

Река Герби. Сопки в солнечном свете

Избушка охотника на берегу реки Герби.

Еще один момент… Есть такая река – Имку. Это правый приток Герби. Она впадает в Герби на пару км ниже по течению от впадения в Герби реки Омот-Макит. Так вот, на реке Имку тоже стоит охотничья избушка. Я там не был, расположения не знаю. Но на фотографиях других туристов видел…. Может быть, еще где избушки появились…

Отдельный разговор о скальном прижиме. На схеме отмечен и на фото есть. На обратном пути я прополз прямо по нему. Воды было относительно немного, и я его миновал, лишь в паре мест погрузившись чуть выше колена. На схеме я примерно прочертил свой маршрут в обе стороны. Обратный маршрут был гораздо легче первого. Тому еще способствовали накопленная выносливость, да истощенный рюкзак и приятный уклон местности.

Скальный прижим на реке Герби

На обратном пути  я залез на железнодорожный мост и был рад видеть то, что выкладываю ниже фотографией… И пару схем маршрута еще ниже…

Вид на Баджальский хребет с моста  станции Герби

Карта-схема. Река Герби летом

Карта-схема. Река Герби летом 2

2 комментария

1. Tomek

Fajną przygodę miałeś. Super zdjęcia.

2. Михаил

Привет! Есть огромное желание составить компанию и сходить куда нибудь или сьездить! Свободен до ноября 2016!

Немного обо мне по ссылке?