В предыдущем посте можно ознакомиться с предварительными работами по изготовлению деревянного дракона. В этом посте сам процесс…

Думаю, надо сказать о том, почему дракон деревянный отличается от предварительного пластилинового макета. Дело в том, что макет я всегда делаю грубым, без детальной проработки. Замечал за собой такой эффект – если я сделаю качественный макет, со всеми деталями и аккуратностями, то последующая работа над проектом мне становится не интересной. Нет новизны. Ты просто копируешь у самого себя. Это крайней степени не интересно.  Поэтому в эскизе я лишь намечаю как будут размещены основные массы, чтобы не промахнуться. Остальное все творится в импровизации по ходу дела. Единственное, самые ответственные и утонченные места я стараюсь пролепить сразу хорошо. Но это только когда работа новая и подобные элементы раньше мною не создавались…

Скульптура. Деревянный дракон

Продолжаем рассматривать процесс изготовления деревянной скульптуры…

Один из лучших инструментов для создания деревянной скульптуры

Самый нужный инструмент в грубой обработке – специфические фрезы (будем их так называть, хотя они под это название не подходят), которые в России я не видел в продаже. Мне они достались от людей, которые живут в США или посещают США. На фотографии выше видно их коренное отличие от других вращающихся насадок на фрезерные и шлифовальные машины – их рабочая поверхность покрыта острыми шипами. Изначально я думал, что они сотрутся от первой же скульптуры. Но они остались такими же острыми как и были. Больше того, я пользовался такими же насадками в очень печальном их состоянии, когда масса шипов выломана, а все остальные тупы, но даже в этом случае инструмент отлично выполнял свою роль. После него не хочется браться за стамеску, потому что ею ты ощущаешь дерево деревом, а не куском твердого пластилина, который просто тает под этими фрезами… Их я использую с инструментом BOSCH: углошлифовальная машинка на 1200 ватт (можно вдвое меньше) и прямая шлифовальная машинка на 700 ватт.  Последний с регулировкой оборотов и плавным пуском, что очень важно для подобных тяжелых фрез.

На фото снизу под бровью дракона видны следы работы фрезы-морковки. Она оставляет характерныt борозды при определенных движениях фрезером. А на подбородке дракона видны следы обработки диском с шипами. Он снимает кратно эффективней «морковки», и оставляет гораздо меньше борозд.

Деревянный дракон. Грубая обрубовка головы

Изготовление деревянной скульптуры. Резцы Татьянка

В качестве стамесок, резаков я использовал таковые марки «Татьянка». Для меня они мелковаты. Я люблю с крупными ручками, которые можно держать двумя руками. Но так сложилось, что годом ранее  доступ к таковым у меня прекратился, а купить такие я не смог. В Хабаровске очень маленький выбор. В результате делал большой объем мелким инструментом.

Деревянная скульптура. Пару дней грубой обработки

Изготовление деревянной скульптуры. Через пару недель

Изготовление деревянной скульптуры. Начал резать чешую

После снятия лишнего прямой и углошлифовальной машинками все полируется ротационной шлифовальной машинкой со сменными наждачными дисками на липучке. Подошва у нее должна быть как можно мягче, чтобы не возникало на округлой поверхности множественных плоскостей. Если таковой нет, то можно изготовить самому, с помощью какого-нибудь поролоно-подобного материала и клея. В некоторых местах скульптуры очень удобно использовать Dremel. Это такой мини-фрезер (кто не знает). На него имеется масса самых разнообразных расходников.

Деревянный дракон. Пластилиновый профиль для наглядности

Деревянный дракон. Понемногу проявляются детали

Как делать дракона в деталях расписывать не буду. Нет смысла, так как каждая скульптура делается со своими особенностями. Кому интересны каки-либо детали, пишите, расскажу в комментариях…

Скажу еще пару полезных советов для «совсем новичков». Стол лучше делать крепким, чтобы его можно было вертеть, ставить, наклонять, и чтобы при этом он не «играл».

Деревянный дракон. Преимущество жесткого стола - возможность ставить и ложить

Последний этап производства – покрытие лаком или воском. Здесь важно помнить, что при покрытии обычным лаком деревянная скульптура его лихо впитает в себя и цвет дерева станет гораздо темнее и насыщеннее. Это очень важно помнить. Смочите скульптуру водой, и сразу увидите разницу в тоне. Огромную разницу… Смачивание водой необходимо еще и по той причине, что после высыхания волокна древесины вздыбятся и  ваша скульптура станет шершавой. Если этого не сделать предварительно водой, не зашлифовать, то от первого нанесения лаком у вас образуется колючая очень шершавая неприятная поверхность. Степень зависит от сорта древесины и качества обработки.

Деревянная скульптура. Проверка цвета после лакировки

Я применял для покрытия дракона качественный водный лак для саун. Он совершенно не дает изменения тона, в отличие от алкидного. Не воняет. Быстро сохнет… Но главное – не дает цвета. Это было важно для меня, так как заказчик просил сделать дракона светлым, чтобы он вписался в интерьер.

Чуть не забыл. Инструмент для резки точу на ленточной шлифовальной машине. У нее огромное преимущество перед наждаками в скорости движения рабочей поверхности. Лента движется гораздо медленнее вращающегося диска. А потому меньше накаляет тонкое острие резаков. Плюс, на ленточной шлифмашинке можно легко выставлять нужный градус… Довожу на том же наждаке, на котором установлены два войлочных диска: один обычный прямоугольно сечения, другой – круглого, для соответствующих резцов. Покрыты пастой ГОИ.

В завершение немного о здоровье. Предохраняйтесь от попадания древесной пыли в легкие. Не будьте в этом отношении легкомысленны. Древесная пыль вредна для организма. Как минимум, используйте респираторы. Так же, используйте защитные очки, если пользуетесь электроинструментом. Поверьте, это очень важно. Знаю людей, которым кусочки древесины и металла попадали внутрь глазного яблока. Будьте разумны…

И еще. Может быть, вы об этом не знаете. Вырезание в древесине дает большую нагрузку на связки и сустав резчика. Не переусердствуйте в интенсивности работы. Берегите руки изначально. Не перенапрягите. Травмы накапливаются потихоньку, и если их незаметно для себя накопить, а потом запустить, то они легко переходят в хроническую форму. Поэтому, лучше предпочтите опоздать с работой, но восстановиться, чем сдать все вовремя, но потом в три раза дольше лечить суставы и связки. Проверенно на собственном опыте. Не игнорируйте боль. Ищите причину и устраняйте. Одной из основных причин будет тупой инструмент. Научитесь точить инструмент до идеальной остроты. Как минимум, ножи должны резать обычную бумагу формата А4 без пилящего движения. Одной рукой держите двумя пальцами, другой рукой рядом давите ножом на торец бумаги. Нож должен войти легко как бритва. Это как простой вариант теста остроты инструмента. У каждого свои тесты… И купите качественный наждак, который без проблем будет работать два часа подряд. Рекомендую модели BOSCH. Проверено на собственном опыте. Китайские дешевки хорошую нагрузку не выдерживают, греется и плавится обмотка. Покупайте качественный инструмент.   Это лучшее вложение денег. Он вас будет кормить долгие годы… К тому же, качественный электроинструмент более качественно оцентрован, что способствует гораздо меньшей вибрации, чем в случае с инструментом дешевым. Вибрация очень вредная вещь для связок и суставов… не экономьте…

На фото снизу результат двухнедельной резки и шлифования. Перчатки в хлам. Кожаные, конечно, не так быстро износятся. Но мне в них жарко и я не чувствую материал. Хотя, иногда их применяю…

После двух недель работы

Ну, вроде и все. Если кому полезна сия информация, буду рад… Творческих успехов! Ведь самое интересное в жизни – ТВОРЧЕСТВО, к какой бы области оно не принадлежало…

12 комментариев

  1. Ирина

    Какой великолепный дракон ! Глаз не могу отвести ! Сколько стоит такой же ?

    Ответить
    • UsenkoMaximRu

      Сейчас не знаю сколько подобный стоит, давно резьбой не занимаюсь. Десять лет назад делал за 80.000₽

      Ответить
  2. Виктор Гавриилович Цырульник

    Здравствуйте!
    Немногим более 10 лет назад мы с женой купили земельный участок площадью 28 соток на котором до сих пор растёт очень старая груша. По словам соседей возраст этого дерева в пределах 100 лет, если не больше. Груша была очень высокой, но плоды малосъедобные. Я начал постепенно спиливать ветки, сейчас остался ствол диаметром около 1 метра и высотой более 2,5 метров, да ещё несколько толстых верхних веток. А груша всё равно продолжает расти и, честно говоря, мешает нам. Посоветуйте, пожалуйста, куда и кому можно предложить это дерево? Я слышал, что груша подходит для деревянных скульптур. Может она кому-то и очень нужна для работы?

    Ответить
    • usenkomaxim

      Виктор Гавриилович, я не знаю, куда вам её предложить. Для этого надо жить в вашем городе. Обычно ищут грушу как готовый пиломатериал, а не сырое ещё стоящее дерево. Попробуйте через объявления в интернете. Возможные звонки подскажут что с ней делать.

      Ответить
  3. юра

    Здравствуйте!Я начинающий резчик просмотрел статьи про драконаочень все понравилось но вопрос такой -Вы пишите что фреза морковка вставляется в углошлифмашинку БОШ (эта простая болгарка чтоль или есть еще какая-то),Ведь в болгарке нет патрона для зажима,

    Ответить
    • usenkomaxim

      Юра, здравствуйте! Морковка вставляется в цангу (8мм) прямой шлифмашины, а на угловую ставится тот самый шипастый диск, что на фото в начале статьи…

      Ответить
  4. Usenkomaxim

    Николай, здравствуйте! Я уже два года не работаю со скульптурой (кроме снежной и ледовой). Работал в мастерской. Для встреч сейчас у меня особо времени нет. Но вы можете здесь спросить или сказать что считаете нужным… 🙂

    Ответить
  5. Николай Чернов

    Здравствуйте!
    Хотел бы узнать… Вы работаете дома или в какой то мастерской?
    И есть ли возможность пообщаться по работе с деревом в личной встрече с мастером?
    Живу в Хабаровске…

    Ответить
  6. Andrey

    Добрый день. Как можно связаться с исполнителем работы, он пишет что с можно задать вопросы по исполнение. Хотелось бы пообщаться.

    Ответить
    • usenkomaxim

      Добрый день, Андрей. Задавайте вопросы прямо здесь, в комментариях. Отвечу.

      Ответить
      • Andrey

        Первое что приходит в голову, это классная работа. Хотелось бы и дракона такого же и мастером таким же стать. Дело в том что я тока начал заниматься резьбой, есть уже пару работ. Использую липу, ваш дракон тоже из этого дерева, на сколько я могу судить. Почему вы выбрали это дерево, конечно его легко резать, но почему то мне казалось что подобные работы делают из дуба? Я как то использовал пластилин, детский но он как то не ложится по руке, из статьи вы писали что использовали скульптурный пластилин. Это разные вещи? У меня не получается зачистка в мелких труднодоступных местах картины, я уже и дример использовал, но он тока корябает волокно, есть ли какой-то секрет? Может я дам вам @ mail, вы посмотрите посоветуете, а то в моем городе мастеров не найти, как и инструмент. Иногда между делом встречаю работы резчиков, по своей любопытности. Всех благ.

      • usenkomaxim

        На момент заказа, липа была самым доступным материалом. Плюс, заказчик хотел очень светлого дракона. Плюс, липа режется легко относительно того-же дуба. Годом ранее я делал небольшой заказ из дуба, и тогда зарекся что-либо еще из него делать: слишком тяжело идет рез, нагружаются связки.
        Пластилин можно использовать и детский, но он, как правило, цветной. А нам нужна светлая однородная масса. Есть пластилин детский разной твердости. Но проще купить скульптурный (который тоже имеет разные варианты твердости). Дешевле будет…
        Чтобы ничего не зачищать в труднодоступных местах, надо резать острым инструментом сразу чисто. Для этого есть резцы самых разных форм. Но если уж надо все-таки зашлифовать, то делается это либо вручную, либо (в моем случае) бошевским универсальным резаком. На кончик самой длиной пилки и привязываю плотный и при этом мягкий материал, на него с торца клею наждачку нужной зернистости, и вперед. За счет очень быстрых колебательных движений и короткого хода, он намного быстрее чем руками зачищает небольшие труднодоступные поверхности. Тот же способ, но с другой поклейкой наждачки использую и на открытых утонченных местах. Но дело это требует некоторой сноровки и осмысления. А вообще, почитайте на форумах резчиков по этому вопросу. Не могу посоветовать конкретно где… Но способы должны быть значительно эффективнее мною описанного.
        Моя почта usenkomaxim@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *