Сколько раз у нас брали интервью по-поводу очередного конкурса уличной скульптуры, почти столько же спрашивали и о вечной проблеме вандализма. Да, такая проблема есть. Но она слишком преувеличена. В Хабаровске нет ярого вандализма, как в том же Мурманске, где ледовые скульптуры на главной площади разнесли всего лишь за ночь. В нашем городе, можно сказать, все благополучно в отношении скульптуры. Урон, в основном наносится случайно, из-за неосторожности, алкогольного опьянения, которое нарушает координацию. Мы всегда настраиваемся, что самые утонченные детали оторвут уже на следующий день. Мы готовы к этому. Чем популярнее скульптура, тем больше людей желают с ней сфотографироваться, залезть повыше, принять позу понеобычнее. Хрупкое сносят на «раз». Но в случае со «Сном гаишника» нас удивили. Скульптура простояла неповрежденной более месяца. Хотя затертости фрагментов говорили о том, что она была очень популярна. То есть, народ все же относился к скульптуре с должной бережностью…
После каждого конкурса кто-нибудь обязательно спросит: «А вам не жалко свой труд? Все же разгромят…» Отвечаю в письменном виде от своего лица. Не жалко. Хотя бы по той причине, что наши работы далеки от совершенства. Сломают, сделаем новые. Оно, конечно, не для того создавалось, чтобы быть впоследствии уничтоженным. Но последнее жалости не вызывает. Воспринимаешь это как неизбежность. Как таяние ледовой скульптуры в конце зимы, и ее последующий снос. Все уже посмотрели на нее, зритель насытился. Можно сносить и делать новую… Редкие работы настолько хороши, что им желательно простоять века. Таких единицы на тысячи…
Да и настоящий художник не смотрит назад, не зацикливается на былых успехах. Ему без разницы что было. У него новые планы и горизонты. Он в постоянном устремлении к большему совершенству, к более высокому идеалу. Прежний груз творчества мешает, если ты его считаешь совершенным, слишком значимым. У настоящего художника все впереди. Он растет. Прошлое творчество для него лишь база для новых еще более совершенных работ…Так что, не жалко своих работ абсолютно… По этому поводу больше сокрушаются посторонние люди. И это очень хорошо. Творчество народное должно быть защищаемо самим народом…
Через год после конкурса нас попросили из администрации восстановить на нашей скульптуре то, что было повреждено за год. Мы сфотографировали для отчета скульптурные травмы, и за день у себя в гараже изготовили недостающие элементы. На следующий день все уже было на местах.
Самые травмоопасные места в деревянной скульптуре, это утончения в районах скульптуры с поперечным расположением древесных волокон. Обычно эти места страдают от пьяных мужиков, которые превратившись в диких пацанов, лезут «на голову» скульптуре. Несколько раз был тому свидетелем. Один раз даже подходил двадцатилетний молодой человек крупного размера и просил разрешения залезть на голову деревянному гаишнику, чтобы сфотографироваться. Мы отказали… Подходил пьяный молодой человек и сходу пинал деревянного гаишника, сопровождая «жестокую расправу» матерными пояснениями. Забавно было… Гаишник был сдержан…
Следующий вид разрушения происходит не от человека….Влажность. От слишком урезанного бюджета очень сильно страдает деревянная скульптура. Экономию проводят за счет одного из самых важных этапов создания деревянной скульптуры – покрытия защитными материалами. Экономия в двадцать тысяч приводит к тому, что через два года скульптура становится безвозвратно серой, с проникающей в глубину волокон синевой. Ближе к земле работы начинают гнить, и лет за пять превращаются в труху. Особенно, если это не хвойная древесина. ..Эта проблема решается повторным нанесением качественных пропиток темных тонов…
Сильно влияет на конечный результат такое изначальное нарушение технологии как применение свежеспиленных стволов деревьев на открытом солнце и ветре. Это стопроцентная гарантия огромных трещин, в которые в дальнейшем будет проникать вода, и разрушать скульптуру изнутри. Эта проблема решается на следующий год забиванием в трещины деревянных клиньев, проклейкой и шлифованием, с дальнейшим двойным покрытием пропиткой. Хотя, администрация экономит, и на многих скульптурах видно ляпистое замазывание трещин монтажной пеной, с дальнейшим ее покрытием пропитками.
Все остальные проблемы мелочные: царапины, мелкие сколы, детские покрасочные проказы… Меня лично удивило, что, при наличии достаточно больших плоскостей на работах того конкурса, очень долго не появлялось ни одной надписи-граффити. Они правятся легко, но очень сильно портят вид скульптуры, разбивая форму…
Пожалуй и все. В следующий раз расскажу как и каким инструментом все это делалось…
Похожие публикации
-
Ночные снежные скульптуры. Фото скульптур в свете фонарей
-
Песочная скульптура. Подборка вторая
-
Ледовая фантазия 2014. Подробности работы со льдом
-
Американский скульптор Zenos Frudakis. Бронзовая скульптура «Свобода»
-
Dongyang — китайская резьба по дереву
-
Скульптура из песка. Подборка четвертая
-
Ледовая фантазия 2014. Новый уровень
-
Adam Beane. Мини скульптура
-
Международный чемпионат ледовой скульптуры Ice Alaska 2013. Multi block
-
Изготовление деревянной скульптуры. Деревянный дракон
-
Солнечный остров. Харбин. Снежное оформление скульптурой
-
Сон гаишника. Скульптура на прудах
Максим здравствуйте! Если на фигурах сильные трещины, то как и чем их заделать, точнее будет сказать «отреставрировать» в условиях улицы (парковые фигуры). И какой клей нужен для склеивания деталей во все тех же условиях улицы.
Татьяна, в идеале, его надо делать из того же дерева, и далее клеить. Но можно и из плотного пенопласта, с дальнейшим подбором краски. Можно даже текстуру дерева нарисовать…
Максим! Замечательные у Вас работы, очень жаль, что Вы их не сохраняете. У меня к Вам вопрос. У меня на даче есть фигурка гнома из дерева. Нос отвалился( от времени и осадков).Как можно починить, из чего слепить и приклеить новый? Очень буду Вам благодарна за ответ. С удовольствием буду заходить на Ваш сайт и ждать новых прекрасных работ.