Наконец-то добрался до своих изначальных планов. Год назад я задумал создать блог, в одном из разделов которого планировал достаточно подробно изложить все, что касается ледовой скульптуры, как и чем делают ледовую скульптуру, какие основные трудности испытывают ледовые скульпторы. Сегодня первая статья, отвечающая на эту серию вопросов. А вопросов люди задают много, и некоторым процесс создания скульптуры очень интересен. Отвечаю сразу более глубоко и подробно, чтобы информация была полезна и тем, кто зимой тактично молча проходит мимо работающих со льдом людей, не желая докучать и отвлекать своими вопросами, и тем, кто собирается впервые попробовать себя в ледовом деле. Если у кого будут какие вопросы, пишите на мою почту. Я отвечу в письме и дополню материал в статье.
Цепная пила
Инструмент номер один – цепная пила. Ничего более эффективного в деле удаления лишнего из глыбы льда нет. На конкурсном малом объеме льда можно выдолбить свое ледовое детище и одной стамеской, но вот на коммерческой скульптуре, которая в огромных масштабах создается в декабрьскую пору для украшения города, пила имеет первостепенное значение. Нет пилы – нет заработка.
Цепные пилы можно разделить на два типа: бензиновые и электрические. Я последние три года работаю почти только электрической. Она значительно менее мощная чем бензиновая, но зато и несказанно менее вибрирует, совсем не потребляет бензина и не воняет токсичным выхлопом. А уж тишина…почти антарктическая…относительно…
Я выбрал для себя цепную электропилу марки Makita. У нее есть такие преимущества перед электропилами других марок, как:
- продольное расположение двигателя, которое делает ее более удобной в обращении;
- хорошая влагозащита (относительной той же Хускварны, которая при оттаивании снега внутри пилы зачастую перестает работать);
- очень удобная и быстрая регулировка натяжения цепи;
- невысокая цена в районе 7000 рублей;
Однако, иногда надо произвести более быструю и масштабную резку льда. И здесь уже идут в ход бензопилы. Они значительно более эффективны и могут быть снабжены шиной (это металлическая плоскость, на которую одевается цепь) гораздо большей длины, что позволяет пропиливать гораздо более толстый лед. Плюс, бензопилы имеют большую мобильность, так как не привязаны к источнику электроэнергии. Ну и ресурс у профессиональных моделей значительно выше, чем у электропил.
Минусы бензопил:
- Высокая стоимость. К примеру, моя немецкая профессиональная Stihl 440 стоит около 25 000 руб;
- Относительно сильная вибрация. Отчего идет дополнительная нагрузка на связки и суставы;
- Токсичный выхлоп;
- Необходимость постоянно покупать и доливать топливо;
- Жуткий аэродромного уровня шум;
Если вы планируете заняться резкой льда и уже задумались над покупкой цепной пилы, то рекомендую купить электропилу. А дальше видно будет. Надобность в бензопиле может вообще не возникнуть…
Заточку цепей можно и нужно проводить самому. Здесь есть три варианта:
- Самый дешевый, самый мобильный и самый доступный, продающийся почти везде — ручной набор для заточки цепей. Нужен некоторый опыт в обращении, но когда научитесь, дело пойдет как по маслу. Стоимость около 500 руб;
- Далее идет станок для ручной заточки цепей. Это уже кратно дороже. Около 2000 руб. Но зато при правильном обращении ваши цепи будут заточены как новые;
- Ну и самый дорогой вариант Электростанок для заточки пильных цепей. Стоимость от 2000 и выше. Без комментариев;
Цепи точить надо обязательно. Слишком тупая цепь безмолвно забирает у вас до 50% заработка, психического и опорно-двигательного здоровья. Проработав пару часов тупой цепью и поставив цепь острую вы однозначно прочувствуете и найдете еще один рецепт счастья.
Стамески
Это очень эффективный способ снимать все те лишние объемы, что остались после цепной пилы. Относительно эффективности, альтернативы в этом деле им нет. Большинство скульптур, если они создаются из цельной глыбы, можно сотворить одной стамеской. А если их будет небольшой набор, то сделано это будет значительно быстрее и качественнее.
Чтобы начать знакомство с резкой льда, не надо искать какие-то особенные стамески. Можно купить в магазине самые простые для работы по дереву. Например как на фото ниже за 100руб (качественные кратно дороже).
Они продаются различной ширины. Я использую на 40, 20, 10мм. Их преимущество над большими самодельными стамесками – доступность в магазинах и маленький размер рукоятки. Удобно делать мелкие детали и резать лед там, где другим инструментом подлезть невозможно.
Если же ледовое дело становится вашим серьезным увлечением и профессиональным заработком, то здесь уже нужен значительно больший диапазон стамесок. Большинство из них делается на заказ, или изготавливается самостоятельно. Думаю, в любом достаточно крупном городе можно найти кузнеца, который сделает вам за N-ую сумму хорошую крупную стамеску.
Если есть свои умелые руки и сварочный аппарат, то проще всего сделать, как сделал я в свое время. Покупаете в магазине нож для электорубанка (ширина около 80мм), привариваете его к крепкой трубке, и в нее вставляете подходящую вам деревянную рукоятку.
На фото ниже несколько самодельных стамесок. Вид у них совсем не гламурный, но выполняют они свои функции на все сто. Главное – качество метала. Создавались они явно давно из всего того, что можно назвать хорошим металом, который где только не находили. Для непосвященных людей будет удивлением узнать из чего порою делают эти стамески…
А вот на другом фото уже гламурные стамески. Красота высокохудожественная. Однако, совсем не рекомендую делать такие рукоятки. Они гладкие, да местами еще и скользкие. За несколько часов руки устанут их держать, задавать им правильный угол резания. А когда рукавицы или перчатки покроются льдом, то начнется настоящее мучение.
На этом же фото виден обычно используемый резчиками для переноски стамесок чехол для огнестрельного оружия. Пожалуй, один из самых удобных вариантов переноски и хранения стамесок.
Продолжу про стамески…Снова рекомендую свой вариант, что на фото ниже. Я сделал его после того, как год проработал стамесками подобными верхним. Просто пошел в строительный магазин, купил черенок для лопаты, грубо создал на нем сильный поперечный рельеф, и с торца ни чем не покрытого черенка прикрепил Т-образную рукоятку от лопаты. Эффект от такого брутального апгрейда превзошел все мои ожидания:
- Держать стамеску можно полу расслабленными кистями;
- Задавать угол резки очень легко благодаря жесткой Т-образной рукоятке;
- Эта же рукоятка снимает настолько эффективно нагрузку с кистевых суставов и связок, что кисти не болят даже в конце ледового сезона…
Про боли в кистях особый разговор. После первого ледового сезона в моих руках поселилась хроническая боль на последующие шесть месяцев. Причина ее именно в неудобном тяжелом удержании гладких ручек стамесок. К тому же, в тот сезон я почти все ледовые блоки пилил мощной бензопилой, с ее сильной вибрацией… Если обработать таким набором инструмента 5 метровую стену льда 2 метровой высоты, то боль вряд ли появится. Но в тот коммерческий сезон я сделал около 80 метров ледовых скульптур двухметровой высоты. И организм был в шоке…
Чуть не забыл. Причина большой нагрузки на кисти еще и в тупом инструменте. Для того, кому есть с чем сравнить, работа тупыми стамесками – реальный кошмар. Был свидетелем двух случаев, когда ребята начинали резать лед свеже купленными не заточенными стамесками. После такого знакомства с ледовой скульптурой желание ею заниматься может пропасть навсегда. Ребята думали, что в магазине стамески продают острыми. Да, для некоторых видов деревянных работ этой заточки хватает, но лед требует максимальной остроты инструмента. Лезвие должно резать обычную офисную бумагу так же легко и аккуратно как острая бритва. Поэтому в наборе инструмента в обязательном порядке должен присутствовать заточной станок.
Выбрать можно самые разные станки. От 1000 до 10000 руб. Но принцип один – с одной стороны мелкозернистый камень, с другой – войлочный диск, покрытый абразивной пастой ГОИ.
Больше сказать здесь нечего. Дело это требует опыта. При заточке надо учесть два основных момента:
- Задать правильный угол заточки (со временем выясните какой он для вас правильный);
- Не перегреть инструмент при заточке. Нагретый больше положенного метал теряет свои свойства закалки, и уже гораздо хуже держит рабочую нагрузку, скорее тупится.
На фото выше видны еще пару китайских заточных станков. Рядом с одним лежит еще один вариант стамески. А за ледовой головой частично виднеется электропила Stihl с неудобным поперечным расположением двигателя.
Ножовки, пилы, пилки
Таковыми, их превеликим разнообразием, придается скульптуре более утонченная форма, округлости, плавные линии. Здесь особо рассказывать нечего. Работа выполняется скользящими, соскабливающими движениями.
Еще пилы применяются для подгонки деталей при склеивании. Но это проще и правильнее показать, чем объяснить в письменной форме. И, надо сказать, для этой функции есть гораздо более эффективный самодельный инструмент.
Доска для выравнивания поверхностей (шеркалка)
Изготавливается самостоятельно нужного размера и качества. За основу берется что-то плоское и по истечении некоторого времени не подлежащее деформации, не боящееся влаги и ударов. Расчерчивается сетка нужной плотности, сверлятся перпендикулярные отверстия и вкручиваются каленые саморезы. На последнем этапе приделываются ручки, за которые будет удобно держать доску в процессе обработки льда.
Сие незамысловатое приспособление создает плоские поверхности любых размеров для последующей склейки.
Склейка льда
Здесь четыре основных инструмента:
- Простое проливание водой из какой-либо емкости;
- Проливание одноразовыми пластмассовыми шприцами больших размеров;
- Клизма. Ну а если более красиво – резиновая груша, спринцовка. Но это малопонятно некоторым людям, и поэтому на конкурсе ледовой скульптуры участники в случае нужды спрашивают именно «клизму». Этих людей можно потом увидеть с этой самой клизмой во рту. Дабы не замерзла в ней вода;
- Нагретая утюгом алюминиевая пластина;
Последний способ наиболее совершенен и требует некоторой сноровки. Пластину кладут между двух деталей, она растопляет все их неровности, одновременно смачивая водой. Затем ее быстро убирают, и прижимают склеиваемые детали друг к другу. Результат, при хорошей реализации, очень хорош, настолько, что шов почти не видно.
На фото ниже еще замечен кипятильник. Это для создания эдакого теплого оазиса на фоне крещенских морозов. Здесь и вода постоянно есть, и можно отогреть замерзшие клизмы и шприцы. В моем случае, эту функцию выполняет теплый внутренний карман…
А здесь, на заднем плане, виднеется строительный фен Bosch. Вещь многофункциональная. Выдает температуру около 600 градусов. Можно и некоторые элементы скульптуры подплавить теплом, задавая им плавные формы, и согреть замершие переставшие работать прочие электроинструменты.
Шлифмашинки и фрезы
Таковые обычно имеются у тех, кто всерьез и надолго в ледовой скульптуре. Это очень эффективный инструмент в умелых руках. Позволяет быстро создавать то, что стамесками и пилками создается в несколько раз дольше.
Ниже инструмент на фото в стыковом виде и в оснащении ледовом.
Имеют шлифмашины великое множество всевозможных насадок (фрез) для ледовой скульптуры. Приведу только пару специфических фрез из тех, что были на последнем конкурсе в Хабаровске. При скорости вращения 28 000 об/мин эти фрезы превращают лед в масло. Стоят около 3000 руб каждая.
Еще раз скажу – их множество самых разнообразных и причудливых. Кому надо будет, тот в сети найдет полный спектр. Например здесь http://www.icesculptingtools.com. Их стоимость от 1000 до 10000 рублей. В России их купить очень сложно. Их родина – США.
Упомяну и обычные фрезы, которые можно купить в обычном инструментальном магазине. К примеру, вот эта коническая пазовая фреза для деревообработки компании Bosch. Стоимость около 200 руб.
Угловая шлифмашина
Незаменимая вещь при выравнивании больших плоских поверхностей, если к ней прикрепить резиновый диск с липучкой, на которую можно прикрепить бумажные диски с крупным абразивом. Работать с таким эффективным инструментом одно удовольствие.
Воздуходувка
Там, где фрезерная обработка и интенсивная шлифовка, там нужна и воздуходувка. Иначе, замучаетесь сметать приставучую свежую снежную пыль со скульптуры. На фото ниже она справа. Производитель Hitachi. Стоимость около 3000 руб.
А перед ней лежит синтетический веник. Тоже иногда нужен, так как вышеупомянутая пыль иногда крепко пристает к скульптуре и уже не сдувается.
Средства рисования
Здесь в основном применяются три средства:
- Маркер перманентный – самый распространенный и доступный вариант;
- Кисти и жидкие пигменты. Зачастую, в их роли выступают чернила или туш, разбавленные водкой. Иногда можно увидеть применение зеленки, йода;
- Мягкие графитные стержни сантиметровой толщины. Применяются если лед имеет матовую поверхность.
Леса
Без них тоже – никуда. Как правило, все скульптуры выше двух метров над уровнем земли, а конкурсные – выше трех. Тут особо говорить не о чем.
Еще можно упомянуть такие инструменты, как:
- Лопата
- Уголок
- Линейка
- Рулетка
- Различные ключи для электроинструмента
- Прожекторы для вечерней работы
- Канистры
- И прочие «мелочи»…
Ну и отдельный разговор – одежда для ледового скульптора. Об этом целую статью напишу, так как это очень важно, ведь в замерзшем виде скульптор имеет гораздо худшую производительность и настроение.
Если к работе с ледовой скульптурой подойти правильно, то вы получите настоящее удовольствие от работы на свежем воздухе с очень податливым вашему воображению материалом. Но если проявить здесь легкомыслие, то удел ваш… всю жизнь наслаждаться теплой офисной работой, осмысливая любую увиденную по телевизору ледовую баталию как жуткий морозный кошмар.
Похожие публикации
-
Изготовление деревянной скульптуры. Деревянный дракон
-
Международный чемпионат по ледовой скульптуре. Ice Alaska 2013. Single block
-
Харбинский ледовый город
-
David Esterly. Изящная резьба по дереву
-
Mark Newman. Мелкая скульптура
-
Скульптор Ricky Swallow. Деревянный реализм
-
Скульптура из песка. Подборка первая
-
Yeong-Deok Seo. Скульптуры из велосипедной цепи
-
Международный чемпионат ледовой скульптуры Ice Alaska 2013. Multi block
-
Ледовая фантазия 2014. Новый уровень
-
Глиптика. Искусство резьбы. Резные ракушки
-
Guy Laramee. Горы из книг
А как вы защищаете блоки и саму готовую работу от солнца и теплого ветра? До сдачи объекта дотянуть надо…полиэтилен может помочь, или агрил? Во что завернуть?
У меня такого опыта нет. Организаторы конкурсов и оформительских работ подобным не озадачивались. Хотя яркое солнце в морозный день приводит к гарантированному появлению новых трещин. Разница температур просто рвёт ледовые работы… создавайте скульптуры ближе к сроку сдачи 🙂
Здравствуйте, Максим. Подскажите, пожалуйста, при низких температурах, при склейке больших блоков льда проливка водой ведет к растрескиванию блоков и дальнейшему разрушению. Как избежать подобного результата? С уважением, Павел.
Здравствуйте, Павел. Трескается из-за разницы температур, поэтому надо эту разницу максимально сократить: клеить в наименее холодное время суток, использовать максимально охлажденную воду. Других быстрых рецептов рекомендовать не могу. Отдельная тема — склейка с помощью нагретой алюминиевой плиты. Здесь уже надо показывать, а не писать. Опытом выясняется… Коротко. Заметил, что чем дольше прогреваешь лед пластиной, тем он менее трескается при дальнейшем остывании. Получается, остывает он более плавно и равномерно. Но большой блок пластиной не склеишь… Хотя, можно его предварительно подогреть пластиной или строительным феном перед склейкой, чтобы температурный контраст при склеивании большой массой воды был меньше… пробуйте. Лед — недорогой материал )))… У меня таких проблем особо не возникает. Соблюдаю две рекомендации, что написал вначале…
Спасибо)
Привет, Руслан! Чтобы вспомнить как это делается, можно посмотреть видео 🙂 http://www.youtube.com/watch?v=Roh_lgUfWQU#t=863
Здравствуйте Максим! Очень понравилась Ваша статья о любимом занятии. Позновательно, прочитал несколько раз.Подскажите пожалуйста начинающему как или чем затачивать угловые и полукруглые стамески.Спасибо!
Здравствуйте! Это самый потрясающий сайт…… я просто без ума от вашего сайта. Столько невероятно талантливых художников, которые продвигают современное искусство вперед
Максим! Очень понравилась Ваша приведенная технология работы со льдом. И хотя я сама этим не буду заниматься, но мне было интересно узнать о некоторых тонкостях работы, спасибо! Мне очень нравятся ледовые скульптуры. А цветная подсветка придаёт им особое очарование! Сама структура материала способствует этому, и светотени в ледовой скульптуре придают ей сказочно-волшебный облик! Хочу поделиться с Вами прогулкой по Ледовому Сочи 2014 в г.Екатеринбурге. «ЛЕДОВЫЙ ГОРОДОК или Олимпийский Сочи 2014», сайт: http://semiczvet.ru/ledovyj-gorodok-2014/
Елена, удачи и успеха вам в вашем интернет-начинании!… 🙂