Прошли очередные декабрьские ледово-снежные украшательства Хабаровска. В этом году, к великой моей радости, в оформлении было задействовано еще больше снега. Доля льда сокращается. И, думаю, это правильно. По опросам мимо проходящих людей ясно, что народу больше нравится именно снежная скульптура. Для Хабаровска она еще достаточно новая, и не так привычна, как ледовая. Относительно последней было огромное количество раз высказано, что из года в год она слишком однотипная, безинтересная.   И суть даже не в сюжетах. Однотипность в коммерческом масштабе – специфика льда. Рассмотреть детали можно только вблизи, а издали даже интересная новая работа смотрится малопонятно и привычно. Снег здесь имеет огромное преимущество, и даже несколько:

Снежная скульптура. Хабаровская крепость из снега. Другой ракурс

Снежная скульптура. Хабаровская крепость из снег. Внутри

Барельефы в снежной крепости вечером

Снежная скульптура. Хабаровская крепость

Снежная скульптура. Хабаровская крепость из снега. Южная сторона

Снежная скульптура. Хабаровская крепость из снега. Фрагмент

Снежная крепость и трон

Снежная скульптура. Трон для фотосессий

  • Размер. Проект можно сотворить любых масштабов, и при этом без особых технических затруднений (здесь вопрос финансирования). Лед очень сильно ограничивает.  Особенно в плане безопасности.
  • Изящество. За счет гораздо большего размера скульптур, снег дает возможность создавать относительно  утонченные элементы в работах. А в стандартных ледовых блоках 2Х2 все надо делать с расчетом на вандалов и пьяных бесконтрольных тел.  Отсюда однотипная монументальность ледовой коммерческой скульптуры.  Изящество во льду – удел конкурсных работ.
  • Реальный скульптурный объем. Сюжеты снежной скульптуры очень сильно выигрывают у ледовой за счет глубины композиций. Лед в 40 см очень ущемляет творческую фантазию на фоне 3 метровой толщины снежных блоков.  Можно сказать, что ледовая коммерческая скульптура – это плоская графика на листе бумаги. А вот коммерческие работы из снега, это уже настоящий мирок скульптора, в который можно войти (если он это предусмотрел)
  • Ясность и четкость видения скульптурного сюжета. Здесь безоговорочная победа снега. Почти с любого расстояния можно понять, что собой представляет скульптура, о  чем она.

 

 

Мишки и лебеди из снега

 

Дубовые листья, желуди и стилизованное солнышко из снега

     Ну и немного опишу свои субъективные ощущения. Снежная скульптура для скульптора – это творческое блаженство:

    • Классический непрозрачный объем, имеющий благородный белейший цвет, огромнейшие размеры, и при этом очень легко обрабатывается. Очень приятно из снега выводить чистые плавные линии. Еще приятнее ощущать, когда от одного движения стамеской отваливается по 20 кг лишнего снега. Работа идет очень быстро. Длинный блок в 120 кубометров снега просто тает при уверенных движениях и ясном видении того, что хочешь сделать.  Сладкий сон для тех, кто работал со скульптурой деревянной и каменной.
    • Не надо точить инструмент. Это крайней степени привлекательное свойство снежной скульптуры. Чтобы сие понять, надо много поработать со скульптурой ледовой. Когда на нее переходишь со снега, то лед в первые минуты воспринимается камнем. Напрягает и направляет мысли обратно к снегу. Из него реально быстро сделать любую скульптуру одной стамеской.
    • Сюжет. Снежная скульптура как Photoshop – ограничивает лишь фантазия. У меня куча идей для снежной скульптуры, и лишь пару из них можно без сильного ущерба замыслу воплотить во льду. Снег позволяет создать абсолютно любую историю. За три дня в снегу можно раскрыть самый нестандартный сюжет и сложное композиционное исполнение.
    • Просто белый снег. Он искусственный, и потому идеально чистый. С солнечными лучами сочетается идеально. Наиприятнейший материал.
  • «И это пройдет» Снежная скульптура – скульптура на два месяца. Потом ее снесут. И это очень хорошо. Это позволяет работать на снегу легко и свободно. Нет тяжести ответственности «скульптуры на века». Огрехи простительны ввиду их сиюминутности… Это же относится и к ледовой скульптуре…

 

Месяц и Солнце. Снеговики и ... сами догадайтесь кто на переднем плане

 

Месяц и Солнце. Снеговики. Ночной вид

 

Месяц и Солнце, снеговики с обратной стороны

     В общем, скульптура снежная в коммерческих масштабах лед победила. Следующий год будет еще более снежным, а работы с каждым годом будут все более интересными и технически сложными.

     Во время работы на снежных блоках периодически слышишь и видишь реальное неподдельное восхищение людей из городов  периферии края. Объясняют тем, что такого никогда не видели. Понимаем, так как такое сделать в среднем городке и невозможно, так как требуется специальная снежная пушка и значительное финансирование. У нас было подобное восхищение на фоне харбинских снежных скульптур, которые вширь по 100 метров, и в ввысь метров по 20.

     Часто спрашивают: «Не жалко вам свои работы? Ведь поломают вандалы…» Мне лично не жалко вообще. Их в любом случае через два месяца полностью снесут… А вандалами я бы не называл тех, кто разрушает наши работы. Эти люди не имеют сознательного злого умысла. Здесь больше подходит определение легкомысленности. «Захотелось…» человеку приобщиться да залезть повыше, а эмоции контролировать мало кто может. В итоге непродолжительные думы начинаются уже после того, как что-то отвалилось… Ну а нашествие пьяных тел – это уже классическая новогодняя карма снежной скульптуры.

Снежная чудо-юдо Рыба-кит, кораблики и дельфины

Снежная чудо-юдо Рыба-кит, кораблики и дельфины. Другой ракурс. Деревушка из снега

     Здесь огорчает не факт разрушения работ, а изначальная вынужденная ориентация на подобных легкомысленных разрушителей. Если бы прохожие люди относились к скульптуре так же как и сами скульпторы, то последние создавали бы работы многократно утонченнее и совершеннее. Но увы, всегда помнишь об эмоциональности и относительном безумии некоторых зрителей.

     Я периодически подхожу к скульптурам в последующие дни уже в качестве зрителя. Интересно наблюдать, как люди рассматривают детали, что их особенно цепляет, что они игнорируют. Часто видишь, как эмоции полностью вытесняют разумность. Подобно детям, взрослые лезут туда, где что-то разрушают. Чаще всего в такой ситуации видно легкое удивление-сожаление. Отломанную часть берут и кладут в район ее недавнего пребывания. Забавно это наблюдать… Понимаешь, что так будет всегда. Так было тысячи лет назад. И так будет тысячи вперед…

     Но как бы там ни было, а делать снежную скульптуру – великое удовольствие…

Снежная скульптура в Хабаровске. Дед Мороз и его снежные лошади. Ночной вид в другой стороны

Снежная скульптура в Хабаровске. Дед Мороз и его снежные лошади. Скульптурный очень антивандальный монументализм

2
0
Оставить комментарий...x