Портрет Jane Perkins

Великим контрастом картинам Сергея Данчева выкладываю подборку работ англичанки Jane Perkins. Ее пластиковые картины есть очень благодатная почва для зарождения многих размышлений о природе искусства, его качестве и предназначении. Если есть кому что сказать, то прошу щедро описать свои мысли и ощущения по этому поводу в комментариях.

Что касается моего мнения… Да простит мне автор картин следующую мысль, но в связи с его талантливым творчеством в сознание настойчиво стучится словосочетание «Мусорное искусство». И здесь нет осуждающего смысла. Ни в коем случае не принижаю творчество Jane Perkins, но под словом «мусорное» лишь подразумеваю, что случайно набранный б/у материал картин символизируют нынешнее состояние человечества, которому характерно перепроизводство во всех сферах: материальной, информационной, идейной и прочих.   

Перепроизводство и гонка потребления очень быстро обнуляют ценность вещей. По сути, ненужная вещь в доме — это уже мусор, бестолково пожирающий ваше пространство и время. Человечество самоотравляется злокачественным разрастанием второстепенно значимых вещей и явлений, за которыми очень часто теряются ценности изначально первостепенные, определяющие в человеке степень его человечности… Вроде есть привлекательная яркая картинка, а в основе… мусор.

Jane Perkins. Пластиковые картины 23
Jane Perkins. Пластиковые картины 37
Jane Perkins. Пластиковые картины 46
Jane Perkins. Пластиковые картины 12

Главный вопрос в связи с сегодняшней галереей — это искусство?

В моем понимании, творчество Jane Perkins можно определить как искусство, причем идейный потенциал ее возможных будущих творений значительно выше такового у картин в традиционных техниках, потому как изображение здесь творится не просто мазком или штрихом, но малой вещью, которую можно использовать как большой символ. Сильнейший идейный потенциал. В ее нынешних работах идеи и символы использованы не во всех и лишь в малой мере, но если Джейн обратится к глубоким жизненным вопросам и будет использовать элементы своих пластиковых мозаек более избирательно и философски, то идейный уровень ее работ улетит в космос, относительно нынешнего их состояния.

А пока что одна из ее наиболее известных серий картин «Plastic Classics», в которой она собирает пластиковые картины поверх основы из шедевров мировой живописи, лишь подчеркивает высказанную выше мысль — вечное и гармоничное тонет в бесчисленных порождениях современного мира. Замечательный образец современного искусства, который издалека выглядит как полноценная картина, но при близком рассмотрении являет зрителю свою поддельную природу, выдавая бутафорию ненужных вещей за красивый образ. Знамение эпохи.

Кому-то мое размышление покажется слишком надуманным. Улыбаюсь. Я не высказал самых острых мыслей относительно сегодняшних работ. Надеюсь, найдутся активные читатели, кто осмысливает современное искусство глубже, чем просто внешние образы, и выскажется много больше и сильнее, чем высказался я. Ожидаю начала интересного диалога в комментариях. 

Периодически буду отслеживать творчество Jane Perkins. Интересно, перейдет ли ее творчество на много более идейный уровень, внесет ли она в искусство свою мысль, или будет и дальше ограничиваться причудливым собиранием мозаик поверх старых образов.

Как Джейн высказалась сама о себе: «Я «ремейкер», черпаю вдохновение из найденных объектов и воплощаю их во что-то новое. Я люблю искусство с элементом веселья и неожиданного, и надеюсь, что моя работа заставит вас улыбнуться!» 

Jane Perkins. Пластиковые картины 4
Jane Perkins. Пластиковые картины 21
Jane Perkins. Пластиковые картины 22
Jane Perkins. Пластиковые картины 30
Jane Perkins. Пластиковые картины 2

Jane Perkins. Немного биография

 

Jane Perkins родилась в 1958 году недалеко от Лондона, там же выросла. Ныне живет в Девоне, что в Англии.

После 17 лет работы медсестрой у нее случился перерыв в карьере, которым она десяток лет наслаждалась, отдавая себя своим детям. Далее Джей решила круто поменять свою жизнь и в сорок лет пошла получать художественное образование, в итоге добыла степень в области дизайна текстиля, окончив соответствующее учебное заведение в 2006 году. Исследуя и создавая свою дипломную диссертацию по искусству из переработанных материалов, Jane Perkins обнаружила изображения головных уборов религиозных фестивалей из Эквадора. Они были такими странными — украшены сумасшедшей смесью случайных предметов: сломанные украшения, раковины, маленькие куклы, лампочки, детали, осколки, монеты и прочее. И именно эти головные уборы стали вдохновением для ее необычного проекта — коллекции брошей, сшитых вручную, украшенных различными мелкими предметами. При изготовлении брошей она собрала много бывших в употреблении материалов (Пример брошей не привожу: они посредственны (мое субъективное мнение) и лишь отнимут место в статье у более интересных работ).

Однажды, примерно через год после получения степени, Jane Perkins пришла идея сделать портрет по аналогии с техникой изготовления брошей. Так родилось новое направление. С тех пор Джейн неустанно просматривает благотворительные магазины и дворовые распродажи, центры переработки, чтобы найти достаточное количество предметов, которые впишутся в ее очередную пластиковую картину. «Я работаю с материалами, которые имеют историю, часто с вещами, которые достигли конца своей жизненной линии, которые даже благотворительные магазины не могут продать — сломанные или немодные ювелирные изделия и предметы, не продаваемые в течение длительного времени». Часто детали будущих картин присылают ей друзья и соседи. Она словно ищет повсюду кусочки одной будущей головоломки, которую надо будет правильно собрать. Джейн говорит, что: «Все используется точно так, как было найдено… Я использую любые материалы нужного размера, формы и цвета: игрушки, раковины, пуговицы, пластиковые столовые приборы, бусины, сломанные украшения и т. д. Цвет не добавляется — все используется именно так, как найдено».

Говоря о своем воссоздании Моны Лизы, она рассказывает, как нашла маленькую пластиковую куклу, которая идеально подходила для рта. «Я искала маленькую куклу для рта Моны Лизы — вчера пошла на распродажу автомобилей и в течение пяти минут нашла именно то, что искала. Это редкое явление! Обычно я собираю случайные предметы и нахожу для них применение позже». — написала она.

Jane Perkins. Пластиковые картины 25
Jane Perkins. Пластиковые картины 36
Jane Perkins. Пластиковые картины 19
Jane Perkins. Пластиковые картины 38
Jane Perkins. Пластиковые картины 48
Jane Perkins. Пластиковые картины 9
Jane Perkins. Пластиковые картины 39
Jane Perkins. Пластиковые картины 11
Jane Perkins. Пластиковые картины 41
Jane Perkins. Пластиковые картины 16
Jane Perkins. Пластиковые картины 35
Jane Perkins. Пластиковые картины 26

Jane Perkins. Про пластиковые картины

 

О своем творческом процессе Jane Perkins говорит: «Я работаю интуитивно, создавая композицию, которая кажется приятной. Предметы перемещаются много раз, прежде чем я буду довольна результатом. Как правило, живу с произведением какое-то время, чтобы убедиться, что оно работает». Обычно на одну работу у нее уходит около трех недель, в течении которых работа многократно правится, иногда полностью заменяется фон. И так же обычно у Джейн заканчивается определенный цвет, и ей приходится искать соответствующие элементы, чтобы закончить произведение.

Свои пластиковые картины Джейн создает используя клеевой пистолет, для закрепления предметов на первоначальном наброске, и это позволяет ей корректировать картину, перемещая элементы. Когда конечный результат достигает приемлемого уровня, Джейн заливает работу слоем разбавленного клея PVA.

«Я так поглощена работой, что полностью теряю счет времени, и чашки чая часто остывают!»

Как пример своего творчества Jane Perkins рассказывает историю создания портрета Тейлор Свифт.

Было запланировано, что использованные в произведении элементы должны иметь неслучайный смысл, поэтому был составлен подробный список знаковых элементов для Джейн: зеркальный шар, красный шарф, число 13, кости, кусочки Scrabble, кошки, браслеты дружбы, бутылка шампанского, чайка и многие другие.

«Конечно, я слышала о Тейлор Свифт и знала часть ее музыки, — рассказывает Джейн, — но мне нужен был ускоренный курс в ее вселенной. Многие «знаковые вещи» из текстов песен были для меня новыми, и прежде, чем я была готова начать у меня накопилось переписка из 75 писем»

Джейн потратила три недели на исследование и поиск материалов, еще четыре недели на создание портрета, в котором представлено около 40 секретных предметов.

Jane Perkins. Пластиковые картины 42
Jane Perkins. Пластиковые картины 18
Jane Perkins. Пластиковые картины 8
Jane Perkins. Пластиковые картины 13
Jane Perkins. Пластиковые картины 29
Jane Perkins. Пластиковые картины 14.jpg
Jane Perkins. Пластиковые картины 6
Jane Perkins. Пластиковые картины 34
Jane Perkins. Пластиковые картины 15
Jane Perkins. Пластиковые картины 7
Jane Perkins. Пластиковые картины 3
Jane Perkins. Пластиковые картины 33
Jane Perkins. Пластиковые картины 20
Jane Perkins. Пластиковые картины 49

Я не стал делать более подробной статью о Jane Perkins, хотя материал для этого есть. Всякий заинтересовавшийся может найти огромный пласт информации о Джейн на ее блоге. Здесь тот редкий случай, когда художник ведет систематично блог, в котором общается с любителями своего творчества: часто разбирает композиционные огрехи своих работ, их исправление, анонсирует грядущие пластиковые картины, касается в размышлениях творчества мировых художников. На примере ее активной деятельности я нахожу идеального человека искусства — активного в творчестве и общении, открытого для контакта со зрителем.

Для интересующихся. Сейчас ее работы продаются в галереях по фиксированной цене в 3600 долларов. Многие уже распроданы, многие многократно продублированы в более совершенных вариациях, а остальные постоянно курсируют по выставкам, собирая со всего мира новых ценителей творчества Jane Perkins.

P.S.

 

И в окончание статьи поставлю акцент на своей оценке размещенного здесь пластикового творчества. Кому-то могло показаться, что я нападаю на художницу своими «мусорными» определительными, но нет… С моей стороны только уважительное одобрение к такому творчеству. Я лишь утверждаю, что его мощный идейный потенциал совсем не реализован в приведенных здесь работах. Может быть в будущем найдется человек, который особо сильно отзвучит на это пластиковое творчество и поймет всю истинную мощь его возможностей, реализует в своем особом видении. Я вижу гигантские возможности для художественного выражения как актуальных проблем современности, так и извечных вопросов бытия. Ведь искусство оно не только о красивом, но и о смыслах, о субъективной правде и своей общественной позиции.

Jane Perkins. Пластиковые картины 43.jpg
Jane Perkins. Пластиковые картины 40
Jane Perkins. Пластиковые картины 28
Jane Perkins. Пластиковые картины 5
Jane Perkins. Пластиковые картины 47.jpg
Jane Perkins. Пластиковые картины 24
Jane Perkins. Пластиковые картины. Материалы
Jane Perkins. Материалы для пластиковых картин
Jane Perkins за работой

Похожие публикации

Ваш комментарий появится не сразу,

только после модерации

6 комментариев

  1. Елена

    А ещё, хочется надеяться, что наделяя талантом художников, создающих произведения из мусора, Провидение таким образом, словно, уберегает их от соблазнов и излишеств, против которых их творчество и выступает, так как, в глазах общественности, картина из мусора — вроде, и не такая большая ценность (по сравнению с написанной «благородными» красками на холсте), будучи чуть ли не вещью с помойки, где, как известно, процветают антисанитария и тлен… А рассматривая детали, порой, не обходится и без ощущения отвращения и брезгливости к этим мириадам пластиковых обломков и фрагментов «цивилизации».
    И уберегая от излишнего поклонения и восхваления, Провидение уберегает талантов и от разрушающей личность гордыни, погубившей немало ярких замечательных людей…

    Ответить
    • UsenkoMaximRu

      Интересно… Когда выкладывал пост с этими спорными работами, предвкушал некоторые категоричные баталии… Жаль, что у многих мыслящих людей не хватает времени для написания подробного комментария. Было бы интересно прикоснуться к разнообразным аргументированным точкам зрения… Очень часто краткость комментария не передает стройную логику изначальной мысли автора: убедительность теряется за недосказанностью и неправильно подобранными словами… Это я не про ваши комментарии, Елена, но про то, что было бы интересно почитать мнения других мыслителей, которым вечно не хватает времени на детальные… Открытые обсуждения неоднозначных вопросов гарантировано порождают мысли, которые позволяют рассмотреть обсуждаемое с других сторон, дотоле игнорируемых.

      Ответить
  2. Елена

    Здравствуйте, Максим. Спасибо за ответ и информацию. Очень интересно Вы сказали про искусственный интеллект. Что касается самой темы — то, действительно, скомпилированный ответ Chat-а GPT мне оказался близок. От себя добавлю, пожалуйста, что, возможно, в творчестве из мусора сокрыта идея о том, что чрезмерное потребление вещей — не благо, а скорее, искушение и порок, вредящий не только планете, но и людям. Потому что, как мне кажется, существует невидимая связь между желанием чрезмерного обладания и… агрессией. А агрессия, как известно, приводит к конфликтам любого масштаба. Думаю, что чрезмерное потребление вещей, с этой точки зрения, можно даже сравнить с зависимым поведением. Но это уже, вероятно, тема психологического блога 🙂

    Ответить
    • UsenkoMaximRu

      Здравствуйте, Елена. Думается, изучение искусства и творчества конкретного художника для хорошего психолога будут стоять в числе самых эффективных способов познания человека. Психология изучает «нутро» человека, а творчество есть его концентрированное выражение. Так что, если есть что сказать с точки зрения психологии, говорите… Будем объединять психологическую тематику с современным искусством 🙂

      Ответить
  3. Елена

    Здравствуйте, Максим. Позвольте привести цитату о том, какой месседж обществу может нести творчество, использующее мусор.

    «Художники, создающие произведения из мусора, обычно стремятся донести несколько важных концепций и сообщений:

    1. Переосмысление отходов и экологическое сознание: Использование мусора как художественного материала призвано обратить внимание на проблему чрезмерного потребления и загрязнения окружающей среды. Художники, такие как Джейн Перкинс, показывают, что даже самые, казалось бы, бесполезные вещи могут быть использованы для создания прекрасных произведений искусства. Это напоминает зрителю о важности переработки и осознанного потребления.

    2. Преобразование и трансформация: Использование отходов и ненужных материалов символизирует способность преобразовывать негативное в позитивное, придавать новый смысл тому, что было отвергнуто. Это подчеркивает идею, что всё имеет свою ценность и потенциал, если посмотреть на вещи с другой точки зрения.

    3. Критика потребительской культуры: Такие произведения часто критикуют общество потребления, показывая, что большая часть произведенного товара быстро превращается в отходы. Художники напоминают о необходимости более ответственного отношения к вещам и природным ресурсам.

    4. Стимулирование креативного мышления: Картины из мусора демонстрируют силу воображения и креативности, вдохновляя людей видеть красоту и возможности там, где их не ожидают. Это открывает новые горизонты для восприятия искусства и материала.

    Таким образом, художники, работающие с отходами, не просто создают искусство, но и проводят диалог с обществом, побуждая задуматься о нашем взаимодействии с окружающей средой и культуре потребления.»

    Данная цитата — от ChatGPT. Дело в том, что я думала над вашим призывом подумать о том, какие идеи могут доносить обществу художники, использующие данный вид материалов. Но у меня стройного ответа не получалось. И захотелось узнать, что скажет ChatGPT. Простите, что ответ получен таким образом. Честно говоря, сама не одобряю использование данного ресурса, но иногда он очень помогает в поиске информации и некоторых ответов. Хотя, его результаты лучше проверять — своим опытом, чувствами, интуицией, логикой. Надеюсь, мой комментарий вас не очень разочаровал.
    Большое вам спасибо за просвещение нас!

    Ответить
    • UsenkoMaximRu

      Елена, здравствуйте! Спасибо за рекордно развернутый комментарий. Не важно кто написал большую его часть: если вы его привели в таком виде, то он вам созвучен, в некоторой степени… Я как раз и жду таких нестандартных реакций от читателей. Вы меня не разочаровали, но порадовали. Всегда есть тысячи самых разнообразных мнений по поводу любого вопроса. Мне наиболее интересно читать мысли, которые максимально противоположны моим…
      Ну а ChatGPT сам не мыслит, но лишь выдает через сложные алгоритмы недостижимую среднему человеку широкую компиляцию, то, о чем уже много ранее сказали тысячи реальных людей со всех уголков планеты. У искусственного интеллекта никогда не будет того будущего, в котором он смог бы осмысливать и чувствовать полноту жизни подобно развитому человеку… Творчество и познание Нового — удел сугубо человеческий.
      А «мусорное искусство» можно трактовать прямо противоположными определениями. Здесь уже полная зависимость от мировоззрения и мироощущения зрителя: кто-то найдет помойку, а иной — божественное присутствие. Мы все Очень разные… и это Хорошо 🙂

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *